Рынок коммерческой недвижимости Нижнего Новгорода готовится к спаду
Динамика ввода офисных площадей в Нижнем Новгороде в 2015 году показала заметный рост — по сравнению с 2014 годом количество открывшихся площадей в квадратных метрах выросло на 9%. Как сообщила накануне в ходе саммита Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД, Санкт-Петербург) полномочный представитель организации в регионе, гендиректор консалтинговой компании IDEM Екатерина Гресс, данный показатель является рекордным с 2010 года, когда рынок офисной недвижимости показал 12-процентную динамику роста.
Годовой прирост качественных офисных площадей, по оценке IDEM, составил 11%. В общей сложности за год в Нижнем Новгороде открылось шесть бизнес-центров, квалифицированных компанией как "качественные" — "Mont Blanc" класса "А" на Большой Печерской, "Время" (В+) на Керченской, "Сенатор" (В/В+) на Белинского, "Черная жемчужина" (В) на проспекте Гагарина, БЦ на Ошарской (В) и "IT-Анкудиновка".
При этом вакансия в офисных помещениях по городу выросла на 10-20%, а средневзвешенная стоимость аренды упала на 7-8%, до 716 руб. за квадратный метр. "Основная активность на рынке недвижимости в 2015 году была связана, главным образом, с пересогласованием условий и переездом арендаторов из одного класса в другой. В основном речь шла о сужении площадей и удешевлении аренды, но были и те, кто воспользовался падением ставок, чтобы переехать в более дорогой сегмент", — отметила Гресс.
Средняя загрузка нижегородских гостиниц и отелей в 2015 году составила 65%, стоимость номеров упала на 20% (2912 руб. в сутки за двухместный номер). "Несмотря на то, что рынок туристических услуг в регионе растет, на ситуацию сильно влияет снижение делового туризма. Это, в свою очередь, связано с улучшением транспортной инфраструктуры — с появлением высокоскоростного сообщения бизнесмены из столицы предпочли по возможности не тратить время и средства на размещение в местных гостиницах", — пояснила Екатерина Гресс. До 2018 года в Нижнем Новгороде должно появится еще минимум пять крупных гостиниц — два отеля Hilton (открытие Hampton намечено на март 2016 года, DoubleTree — на март 2017-го), отель Ibis в районе будущего стадиона "Нижний Новгород", гостиницы на месте Дома крестьянина и кинотеатра "Октябрь".
Динамика ввода торговых площадей в 2015 году также существенно возросла — прирост к темпам 2014 года составил 28%, чего не наблюдалось уже три года. "Данная ситуация характерна для кризисного и посткризисного периода — на то, чтобы заполнить новые помещения, уйдет не менее 2-3 лет, с чем и связан временной разрыв", — отмечает гендиректор IDEM. По данным компании, в крупнейших открывшихся в этом году ТРЦ "Небо" и "Жар-птица" число открытых дверей не превышает 40% и 50% соответственно, что, тем не менее, выше столичных показателей, где заполняемость ТЦ на стадии открытия может доходить до 30%.
Гресс отмечает, что в сегменте ритейла, в том числе в Нижнем Новгороде, продолжают уверенно себя чувствовать рестораны (Maximillian), супермаркеты и гастрономы ("Перекресток", "Окей", "Дикси", "Волконский", "Море&More" и др.), а также магазины детской одежды и игрушек (Imaginarium, "Кораблик", Kari Kids).
Тем не менее, в IDEM уверены, что ритейл продолжит оптимизацию, и новых игроков будет крайне мало, несмотря на то, что дисконты арендаторам ТЦ и БЦ продолжат действовать, по мнению экспертов, до конца следующего года. Техническое "дно" в сегменте торговой недвижимости аналитики ожидают в первом квартале 2016 года, а объем строительства коммерческой недвижимости в будущем году видится им как самый низкий за последнее десятилетие.
Директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева дает более оптимистичный проект на следующий год. "Ситуация близка к той, которую мы наблюдали в 2008-м, но точно не хуже. Я лично знаю застройщика, который планирует начинать строительство офисного "десятитысячника", есть также проекты по торговым и торгово-офисным объектам со сроком начала строительства в 2016 году", — отмечает она. Количество вакантных площадей в новых БЦ, по оценке центра, к концу 2015 года составило 9-10%, снижение по аренде — 12-13%.
"В принципе, девелоперы готовы начинать новые проекты при наличии якорного арендатора, который займет 30-40% площадей. Федеральные компании, выступающие этими арендаторами, как правило, заходят в регионы именно в кризис, на более выгодных арендных условиях", — объясняет Романчева. "Что касается гостиничного бизнеса, деловой туризм действительно падает, но это уже тенденция нескольких лет", — добавила она.
Директор Нижегородского центра научной экспертизы отметила, что текущая ситуация на рынке недвижимости связана не только с кризисными явлениями, но и с цикличностью этого рынка в целом. "Никто не возьмется за новый проект, не получив приемлемую доходность по уже завершенному. Но тот, кто начнет строить сейчас, точно так же "снимет сливки" через 2-3 года, и инвесторы это сами понимают", — подытожила эксперт.