Перейти к основному контенту
Н.Новгород ,  
0 

Евгений Пыхтин: "Театр — это двигатель развития общества"

Руководитель Центра театрального мастерства рассказал Валентине Тимониной об итогах первого года работы, процессе воспитания зрителей и задачах современного искусства
Евгений Пыхтин
Евгений Пыхтин (Фото: Михаил Солунин/РБК)

Мы с вами встречались чуть больше года назад, как раз перед открытием Центра театрального мастерства (ЦТМ — ред.), который достаточно быстро вошёл в культурную жизнь Нижнего Новгорода и стал очень заметным. Со стороны это выглядит как успех. Так ли это ощущается изнутри? Оправдались ли ваши ожидания?

Год был очень хорошим. Это был этап нашего становления — мы набирали команду, заводили друзей, делали первые проекты, среди которых есть очень успешные. Я не буду говорить о каких-то экономических показателях, потому что выйти в плюс за это время было бы сказкой, но, тем не менее, мы довольны. Ко второму сезону стало немного сложнее — мы уже набрали небольшую труппу из пятерых актеров, которых надо обеспечивать. У нас уже совершенно другой объём спектаклей, в том числе тех, которые мы ставим сами.

Если оглянуться назад, какие проекты дали вам понять, что ваша работа не была напрасной?

Самым ярким, пожалуй, стал проект "Наизнанку", соавтором и ведущим которого является Лев Харламов. Это вечера актерской импровизации, которые мы периодически устраиваем — следующий состоится 5 февраля. В представлениях участвуют семь актеров плюс ещё один, которого мы случайным образом выбираем из зала. Они не знают, что должно происходить на сцене — мы лишь даём им какие-то вводные, после чего выпускаем на площадку. Смысл этого проекта в том, чтобы по-хорошему спровоцировать, обнажить актеров. Когда ты выступаешь в театре, есть костюм, есть режиссёрская задача, есть текст, свет, суфлер и так далее, а в этом случае нет ничего — только живая, своя, неотрепетированная реакция. Именно это для нас — театр. Уже первая игра вызвала большой резонанс в соцсетях, и теперь люди скупают билеты, чтобы посмотреть на то, как на их глазах рождается спектакль.

Ещё одно важное событие первого сезона — это летний театральный лагерь "Характер". Это был интенсив на семь дней: мы с актёрами и любителями уехали за город, где устроили фестивальное мероприятие в формате нон-стоп. К нам приезжали самые сильные педагоги и режиссёры Нижнего Новгорода — Лев Харламов, Александр Сучков, Алексей Щербаков, Елена Фирстова.

В рамках подготовки ко второму сезону, как я уже сказал, мы набрали пятерых актёров. Мы планировали открыть сезон очень сильной постановкой — 16 сентября должен был состояться спектакль "Гамлет", но этого не произошло в силу трагических обстоятельств. Был ещё один серьёзный проект, "Лаборатория современной драматургии" при участии школы-студии МХАТ и Центра им. Мейерхольда. Пять режиссёров-выпускников МХАТ выбрали по одной пьесе из лонг-листа Фестиваля молодой драматургии "Любимовка", набрали сорок артистов нижегородских театров и за семь дней поставили пять спектаклей-эскизов, которые на самом деле по качеству и атмосфере были полноценными — в ЦТМ были аншлаги.

Сорок артистов — это очень большая часть нижегородского актерского сообщества. Ваши коллеги активно включаются в работу Центра? Стало ли это для них возможностью сделать что-то в своё удовольствие?

"Лаборатория" лично для меня дала удивительный результат. Во-первых, было очень много заявок от потенциальных участников, и мы даже провели небольшой кастинг. Во-вторых, меня поразила включённость актеров в работу. Мы репетировали днём и ночью, при том, что людям необходимо было иногда убегать на основную работу. Мы сами делали реквизит, занимались декорациями. Это было очень ярко, очень по-театральному, и, не хочу никого обидеть, но для меня это единственный настоящий театральный проект за последнее время, самый яркий и мощный в Нижнем Новгороде. В следующем году мы планируем провести второе такое мероприятие, уже с новыми режиссёрами и с новой драматургией.

Когда вы открывали ЦТМ, у вас, наверное, было определённое представление о том, какая аудитория будет ходить на ваши спектакли? Вырос ли ваш зритель вырос за этот год?

Безусловно, вырос. В первый год ЦТМ, по сути, был открытый площадкой, на которой играли разные команды, каждая со своей публикой. С появлением Центра все они как бы начали ходить друг к другу — это тоже плюс, потому что все команды разные, они представляют разные стили, разный материал. Кроме того, за это время у нас сформировался собственный зрительский слой. К нам ходит очень много молодёжи в возрасте от 20 до 35 лет, которой нравятся современные проекты, вроде "Наизнанку" или "Лаборатории" — проекты, которых уже много в Москве, но пока ещё мало у нас. Мы как раз и пытаемся создать мостик, соединяющий столицу и наш город.

Насколько сложно привлечь новую аудиторию, которая, может быть, не ходит в театры, но готова что-то открывать для себя? Легко ли разочаровать новых зрителей, у которых наверняка есть свои ожидания и которым вы предлагаете сложную игру?

Привлечь новую аудиторию, которая не ходит в театры, на самом деле сложно. Помню, ещё до того, как открылся ЦТМ, я познакомился с Максимом Диденко и хотел привезти его в Нижний Новгород. Диденко — очень провокационный, яркий и современный режиссёр, и, говоря с ним о специфике нижегородской аудитории, я невольно пытался "сгладить углы": мол, чего-то наш зритель не поймёт, что-то нужно прибрать, и всё в таком духе. Когда я поймал себя на этом, я извинился, потому что это — неправильный подход. Однако я считаю, что город нужно готовить к таким событиям, приучать зрителей к обсуждению увиденного и даже к действию, потому что сейчас театр становится всё более интерактивным и превращается в диалог со зрителем. Конечно, наша задача в том, чтобы знакомить зрителя с разными формами театра, но проблема в том, что зритель привык сидеть в удобном кресле и смотреть очень понятные спектакли, где всё объясняется само и где не нужно думать. Такие спектакли приучают зрителя мыслить и видеть линейно, а это не очень хорошо.

Мне кажется, за последний год на театр сильно повлияло и другое. Полиция, которая ворвалась в московский Театр.doc прямо во время спектакля, дело Кирилла Серебренникова — как всё это отразилось на индустрии? Появился ли страх того, что, задев чьи-то чувства, можно столкнуться с последствиями более серьёзными, чем убытки и пустые залы?

Ситуация вокруг Серебренникова, конечно, шокировала театралов и вообще людей искусства. То, что происходит сейчас — это больно, это "закручивание гаек". Нельзя делать театр на 100% по смете, потому что это — творчество. Бывают ситуации, когда для создания точного образа на сцене может понадобиться, скажем, более дорогой реквизит или что-то ещё. Но эти расходы будут подтверждены художественным смыслом.

Все эти события действительно на нас повлияли, и в какой-то момент правда появилось состояние напуганности. Однако я считаю, что для нас это не повод останавливаться, потому что мы взялись за сложное дело, и сейчас в Нижнем Новгороде наконец-то начали появляться новые команды и даже целые театры. Свой театр-студию открыл Андрей Алексеевич Ярлыков, который играет на нашей площадке, появляются новые режиссёры. Поэтому сейчас нам надо работать, не оглядываясь ни на что, а дальше будь что будет. Надо жить сегодняшним днём.

И всё же, разговор про сметы возвращает нас к теме финансов. Первый год для вас наверняка был сложным, но, тем не менее, вы не закрылись. Каково это — управлять таким бизнесом, как театр?

Это очень сложный бизнес, успешность которого зависит от множества факторов. Очень сильно нам помогает любительская студия, которая есть при ЦТМ, но финансовое благополучие в полном смысле этого слова, наверное, возможно только при поддержке меценатов, при наличии некого попечительского совета. Так было всегда: всегда были люди, которые понимали, что театр — это двигатель развития общества. Они вкладывались в это, и был какой-то результат.

Сейчас всё ушло в цифры — вложения чаще всего требуют отдачи, а театр в этом отношении непредсказуем. На данный момент у нас даже отсутствует внешняя реклама — в основном люди узнают о нас через соцсети или от своих знакомых. Конечно, нам хочется большего присутствия в жизни города, но власти идут на контакт с большим трудом, и к тому же на это всё равно нужны деньги. Получается замкнутый круг, из которого мы пока не нашли выхода. Тем не менее, мы уверены, что городу нужна площадка, которая отличается от традиционных муниципальных театров. Люди должны видеть и такое искусство.

Разумеется, у людей должен быть выбор.

Конечно, мы продолжим отстаивать Центр и как-то пытаться наладить диалог с властями. Очень сильно нам помогал Сергей Александрович Горин (бывший министр культуры Нижегородской области — ред.), который был на многих наших спектаклях, ходил на каждое мероприятие проекта "Наизнанку" и везде рассказывал про нас. Для нас это была очень сильная поддержка, пускай даже моральная.

Как известно, Нижний Новгород и Нижегородская область сейчас проходят этап перемен во власти. Может быть, это как раз шанс, которым стоит воспользоваться.

Мы очень надеемся, что у нас это получится.

Вы уже упомянули в разговоре про любительскую студию при ЦТМ. Для чего люди приходят учиться театральному мастерству, если после этого карьера в театре всё равно вряд ли возможна? Или это не так?

В нашей студии занимаются люди абсолютно разных возрастов. Пока у нас не так много детей, но они приходят к нам с прицелом на то, чтобы поступить в театральное училище, то есть рассматривают занятия в студии как подготовку к учёбе. Для взрослых студия — это скорее некий центр развития личности. Занятия по актёрскому мастерству дают им возможность стать более свободными и раскрепощёнными, научиться управлять собой и вниманием окружающих, развить воображение. Я веду одну группу уже три года — 23 января у нас запланирован итоговый спектакль и выпуск, однако многие хотят остаться, потому что это меняет их в лучшую сторону.

Каким вы видите будущее Центра? Есть ли у вас новые идеи, какой-то план развития?

Идей на самом деле очень много. На лето у нас запланирована постановка молодого и очень талантливого режиссёра, имя которого я пока называть не буду. Свою задачу я вижу в том, чтобы нижегородские зрители открывали для себя что-то новое, то, что не вписывается в привычный формат. Кроме того, как я уже говорил, мы хотим превратить проект "Лаборатория современной драматургии" в хорошую традицию. После первой "Лаборатории" мы выбрали две работы — "Кодекс курильщика", которая уже есть в репертуаре, и "Пилорама плюс", премьера которой состоится 9 и 11 февраля. Я надеюсь, что за счёт таких спектаклей мы будем понемногу прививать людям интерес к современному театру.

Есть и более грандиозные планы — например, создание контактных спектаклей — которые, конечно, будут зависеть от наших финансовых возможностей и того, насколько это будет интересно аудитории. Повторюсь, смысл нашей работы в том, чтобы повысить социальное настроение города, а городу это необходимо.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Н.Новгород
В Абхазии продлили запрет на ввоз оборудования для майнингаКрипто, 13:00
Трамп пожелал помилованным «сонным» Байденом заключенным «катиться в ад»Политика, 12:57
Российские военные заняли село Гигант в ДНРПолитика, 12:51
На здании посольства Азербайджана в Москве приспустили флаг. ВидеоПолитика, 12:50
ВТБ выкупил «Почта Банк» целикомФинансы, 12:49
Лавров посоветовал Келлогу лучше разобраться в Минских соглашенияхПолитика, 12:48
Одного из лучших российских игроков в бенди дисквалифицировали за допингСпорт, 12:37
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Bloomberg объяснил чистки в армии Китая «подрывающей войска коррупцией»Политика, 12:37
Генеративный искусственный интеллект в бизнесе: практические кейсыРБК и GigaChat, 12:37
Рынок недвижимости в 2024 году изнутри: итоги, тренды и взгляд в будущееПресс-центр, 12:31
Правила выдачи семейной ипотеки на вторичку определят до конца годаНедвижимость, 12:30
Дилер выставил на продажу подержанный «Гелендваген» Maybach за ₽92 млнАвто, 12:29
Кремль отказался строить гипотезы о причинах крушения самолета в АктауПолитика, 12:29
Выгодные траты: как банки стимулируют клиентов получать кешбэкОтрасли, 12:15