Заксобрание Нижегородской области рассмотрит отмену двуглавой модели МСУ
Комитет заксобрания Нижегородской области по вопросам государственной власти в среду одобрил проект закона об отмене двуглавой системы в муниципалитетах региона, внесённый председателем комитета Валерием Осокиным 14 августа. Документ поддержали 9 депутатов, двое проголосовали против, один воздержался. Региональный парламент рассмотрит законопроект в четверг.
Инициатива предполагает проведение выборов глав муниципалитетов, в том числе, в Нижнем Новгороде, на конкурсной основе из числа кандидатов, отобранных комиссией. Комиссия собирается из представителей муниципальных земских собраний (городских дум) и правительства Нижегородской области.
В основе законопроекта лежит возможность возникновения между главой города и главой администрации города конфликтов, "сложно разрешимых в рамках уже закрепленных в законодательстве моделей муниципальной власти". В соответствии с изменениями глава МСУ также возглавит местную администрацию.
Таким образом, поправки в региональные законы №151 "Об отдельных вопросах организации МСУ в муниципальном образовании город Нижний Новгород" и №152 "Об отдельных вопросах организации МСУ в Нижегородской области" упраздняют двуглавую модель МСУ (глава муниципалитета — глава администрации муниципалитета), принятую в Нижегородской области в 2010 году. При этом двуглавую модель предлагается оставить в поселениях и ЗАТО Саров.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев призвал депутатов при принятии решения руководствоваться "интересами населения и повышением эффективности деятельности системы МСУ". "Думаю, здесь и сейчас можно сделать вывод и принять правильное решение", - сказал глава региона.
Он напомнил, что право субъектов на выбор модели управления МСУ было предоставлено федерацией в феврале этого года. "Законодатель дал нам возможность выстроить понятную схему власти <...> Чтобы законодатели были сами по себе, занимались законотворческой деятельностью, а исполнительной властью был глава администрации, он же глава местного самоуправления, и отвечал за все вопросы", - подчеркнул Шанцев.
Позицию губернатора поддержал бывший мэр Нижнего Новгорода (в 1991-1994 гг. — ред.) Дмитрий Бедняков. "Спекуляции на тему "надо-не надо принимать такой закон" совершенно неуместны. Всем сегодня понятно, о чём идёт речь, и каждый из депутатов определился, как он будет голосовать", - сказал Бедняков.
По его словам, для принятия документа нет никаких юридических преград, и проблем с исполнением закона не возникнет. "Попытки отложить введение закона в действие означают: соберётся вновь избранный представительный орган местного самоуправления, изберёт главу муниципального образования по старому порядку, и пять лет мы будем жить по существующим сегодня правилам, а новыми воспользоваться не сможем", - отметил Бедняков.
Глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин высказался против законопроекта. "Двуглавая система позволяет очень быстро пресечь коррупционную деятельность любого уровня руководителей и вынести соответствующее решение. В той системе, которую мы предлагаем, этой возможности нет и не будет. Именно эта система подразумевает уход от ответственности", - заявил Сорокин.
Он добавил, что совершенствование системы МСУ не терпит спешки и призвал "не принимать закон второпях". Также Сорокин предложил отложить вступление закона в силу до 1 января 2016 года.
Вместе с тем о неэффективности существующей двуглавой системы МСУ высказался политолог Александр Прудник. "Как только была проведена предыдущая реформа МСУ и отменены прямые выборы мэра, сразу стало понятно, что эта система будет неэффективной, что рано или поздно её придется менять. Несколько лет работы этой системы показали, что она действительно является источником конфликтов и потери управляемости в крупных городах", - сказал Прудник агентству РБК-Нижний Новгород.
Со своей стороны политолог Евгений Семёнов заявил, что нынешняя модель муниципальной власти ведёт к потере доверия населения. "Дума (Нижнего Новгорода — ред.) превратилась в закрытый клуб бизнесменов, которых в меньшей степени интересует город и в большей степени их личные интересы. Фигура Олега Сорокина, возвышающаяся над этим местным олигархическим сенатом, яркое тому подтверждение. Понятно, что таким образом переродившийся орган МСУ, не может вызывать ни доверия, ни уважения населения", - подчеркнул Семёнов.
По мнению политолога Сергея Кочерова, смена модели МСУ снижает шансы Олега Сорокина повторно стать главой Нижнего Новгорода. "При нынешней двуглавой модели его шансы на переизбрание были крайне высоки. При той системе, которая предлагается взамен, шансы Сорокина существенно снижаются", - отметил эксперт.
"Отменить законопроект он (Олег Сорокин — ред.) не может. Завтра его, вероятнее всего, примут", - добавил Кочеров.
"Этот закон очень важен для нас. Как глава МСУ – практик – скажу, что для нас главными являются законы республики и законы, принятые Законодательным собранием. Это позволяет более оперативно и четко выполнять задачи, которые стоят перед нами", - сказал глава МСУ Павловского района Виктор Куренков.
"У большинства глав районов нет сомнений в том – менять или не менять двухглавую систему. Менять! Мы уже запутались – кто главнее, к кому из них по какому вопросу идти", - заявил глава администрации Починковского района Виктор Бацин.
Возможностью выбора модели управления МСУ уже воспользовались власти в 12 субъектах РФ: в Чувашской Республике, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Кировской, Архангельской, Новосибирской областях, а также в Алтайском, Хабаровском, Приморском, Ставропольском и Красноярском краях.