Александр Фролов: "Тарифы на ЖКУ зависят от эффективности оператора"
Начиная разговор, прежде всего хотелось бы подвести итоги прошлого года. Чего вам удалось добиться?
Завершение прошлого года, мы, в принципе, оцениваем положительно. Мы увеличили прибыль, показатель EBITDA, увеличили маржинальность нижегородского филиала. Кроме того, 2017 год стал для нас первым годом работы по концессионным соглашениям в Кстовском районе, а не так давно, в январе мы также взяли в концессию теплосетевое имущество Дзержинска.
Насколько я помню, это была крупная сделка. Сколько собираетесь вложить в дзержинские сети?
Порядка 8 млрд руб. – это чистые инвестиции. Всего с учётом затрат на капитальный ремонт получится около 10 млрд руб.
Если не секрет, какое место занимает нижегородский филиал в рейтинге группы?
По такому показателю, как установленные мощности, мы находимся на втором месте после самарского филиала, по маржинальности – третьи после Самары и Екатеринбурга.
Вы плотно работали с регионом до смены руководства, и также активно работаете сейчас. Ощутили ли вы какие-то перемены после прихода ко власти новой команды управленцев?
Мы работаем с министерством энергетики и ЖКХ, которое по-прежнему курирует и.о. замгубернатора Александр Байер, поэтому для нас принципиально ничего не изменилось, и мы продолжаем эффективно сотрудничать с органами власти.
А с человеческой точки зрения, если убрать бизнес в сторону, вы как относитесь к переменам во власти?
Для меня лично Нижний Новгород – это пятый город России, в котором я проживаю. Я пережил кардинальные изменения власти в Перми, и поэтому, наверное, отношусь к этому как к штатной ситуации, которая может случиться в руководстве любого региона. В то же время я считаю, что подобные изменения в органах власти направлены на улучшение жизни граждан, и мы, как социально ориентированная компания, это поддерживаем. Перемены означают улучшение инфраструктуры, улучшение благосостояния населения.
К вопросу о населении: не так давно жители Автозаводского района Нижнего Новгорода устраивали пикеты из-за того, что в результате перерасчёта получили завышенные счета за теплоснабжение и ГВС – правда, это было связано с другой ресурсоснабжающей организацией. Ситуацию, как мы помним, пришлось улаживать лично главе региона. Понятно, что такое случается, но всё же – можно ли избежать подобных ситуаций и кто, в конечном итоге, виноват?
Для того, чтобы избежать любых неприятных инцидентов, связанной с технической неисправностью оборудования, его нужно вовремя ремонтировать, проверять, устранять дефекты и так далее. Ситуация, которая случилась с нашими коллегами из En+, является форс-мажором, которые произошёл исключительно из-за того, что не была выполнена поверка узлов учёта тепла.
То есть, виноваты всё же не сами жители?
Конечно нет. По моим сведениям произошло именно то, что я описал. Согласно постановлению правительства РФ №354, при выходе из строя узла учёта тепла – а неповерка считается выходом из строя – начисление производится по нормативам. В Нижегородской области используется дробная схема оплаты 1/12 – отсюда такие завышенные цифры. Если бы была вовремя выполнена поверка узлов учёта и обеспечена их метрологическая работоспособность, всё было бы хорошо.
Кто будет решать проблему, сама компания? Насколько мне известно, все платёжки были обнулены.
Опять же, насколько мне известно, неисправные узлы учёта тепла находились в зоне ответственности домоуправляющей компании.
И она будет отвечать? Жителями были начислены дополнительные платежи на общую сумму, которая измеряется десятками, если не сотней миллионов рублей. Это серьёзные деньги.
Я вам приведу для сравнения пример: вы приезжаете на АЗС и заправляете машину. Еженедельно вы наливаете себе бензин, а отчёт о непосредственном расходе топлива не производится, и вам, грубо говоря, выставляют счёт по определённому нормативу.
А норматив может, как известно, существенно превышать фактическое потребление, я правильно понимаю?
Совершенно верно. Нужно просто следить за оборудованием, только и всего.
Согласно открытой статистике, на сегодняшний день общая задолженность населения перед вашей компанией достигла 94 млрд руб. – это примерно втрое больше, чем бюджет Нижнего Новгорода. Во Владимирской области судебные приставы уже запретили должникам осуществлять сделки с недвижимостью. Какова ситуация у нас в регионе?
Безусловно, это большая цифра, даже с учётом того, что ПАО "Т Плюс" присутствует в 16 регионах России. Для понимания, годовое значение EBITDA у нас 48 млрд руб., затраты на ремонт – порядка 12-13 млрд руб. То есть, за счёт погашения задолженности мы могли бы восьмикратно увеличить объём проводимых работ. Справедливости ради стоит отметить, что речь идёт не только о долгах граждан – в эту сумму входит и задолженность промышленных потребителей, некоторых из которых находятся в состоянии банкротства.
Много таких в Нижегородской области?
К сожалению, да. К ним, например, относится ЗАО "ДСК-НН" (дочернее предприятие ГК "СУ-155" – ред.). Сейчас мы проходим судебные процедуры, хотя в соответствии с очерёдностью требований мы четвёртые или пятые, поэтому с большой степенью вероятности деньги нам не вернут. Причём в случае с предприятиями можно говорить о том, что они ресурсы действительно использовали.
Что вы собираетесь делать? Всё-таки у вас частный бизнес, и акционеры наверняка рассчитывали на эти деньги. Опять же, надо платить зарплату, налоги и так далее.
Будем действовать в рамках законодательства, вплоть до заведения уголовных дел – такое возможно, если факт задолженности доказан и определены виновные лица.
А кто всё-таки должен больше – предприятия или население? И какой в среднем срок задолженности?
На сегодняшний день долги населения больше. Что касается сроков, как известно, текущая задолженность менее 90 дней не учитывается. Поэтому мы говорим только о тех долгах, которым больше трёх месяцев. Иногда не платят по три-четыре года.
А в чём причина? Люди просто считают, что платить за тепло и электричество не нужно?
На самом деле, большую часть дебиторской задолженности образуют домоуправляющие компании. Например, мы анализировали ситуацию в Кстовском районе – собираемость платежей с населения там составляет 99%, а на выходе получается 78%.
Управляющие компании собирают деньги и дальше их не отправляют, я правильно понимаю?
Совершенно верно.
У вас нет ощущения, что ДУКи являются ненужным промежуточным звеном между вами и потребителем?
Существует федеральный закон, в соответствии с которым мы получили возможность заключать договоры непосредственно с конечным потребителем ресурсов. Теперь, если управляющая компания формирует дебиторскую задолженность в течение двух-трёх месяцев, мы сразу переходим на прямой расчёт.
Эта процедура требует каких-то дополнительных вложений с вашей стороны?
В какой-то степени да, поскольку необходимо нанимать большее количество людей, а также нести затраты на бумагу, печать расчётных листов и программное обеспечение для учёта. Но в итоге это всё равно выгоднее, чем бороться с должниками в лице ДУКов.
Мы уже начали говорить об инвестициях, которые вы вкладываете в сети Нижегородской области по договорам концессии – это более 8 млрд руб. в Дзержинске и свыше 3 млрд руб. в Кстове. Откуда вы берёте такие средства?
Во-первых, это грамотная операционная деятельность – после захода в Кстово мы существенно оптимизировали наши затраты. Была действующая компания "ТСКР" (ОАО "Тепловые сети Кстовского района" – ред.) – в её штате числились 450 человек, из которых мы, грубо говоря, смогли сократить 100. Почему мы это смогли сделать – потому, что основные управленческие компетенции у нас находятся здесь, в филиале: это и юридический блок, и управление по работе с персоналом, и служба безопасности. Были исключены из схемы все логисты, поскольку, опять же, у нас есть здесь свой отдел. Ни одного человека добавлено не было.
Но, по сути, за счёт подобных управленческих решений вы экономите деньги, которые тратите на развитие и ремонт сетей, я правильно понял?
Именно так. Однако главный инструмент экономии – это абсолютная прозрачность всех закупок. Схема, которой мы пользуемся сейчас, позволила снизить наши затраты в этой части на 10-30%,
В прошлом году мы с вами говорили о планах по реконструкции химического цеха Сормовской ТЭЦ. Продвигается ли этот проект?
На данный момент мы провели закупочные процедуры, определили подрядчика – кстати, это украинская компания, которая поставляет оборудование из Запорожья. Сейчас в химическом цехе проводится модернизация, реконструируется старое оборудование и устанавливается дополнительное новое. Это экономически эффективный проект, который, помимо всего прочего, повысит качество воды, используемой для подпитки тепловых сетей в Сормовском, Канавинском и Московском районах Нижнего Новгорода.
У вас не было проблем из-за сотрудничества с украинской компанией? Всё-таки, геополитика – вещь тонкая.
Мы полностью осуществляем входной контроль и следим за качеством оборудования. Где оно производится – вопрос не столь важный.
А что на практике означает повышение качества горячей воды?
В данном случае имеется в виду показатель её жёсткости и наличие железа. На практике это позволит снизить коррозию тепловых сетей и увеличить срок их службы.
Насколько мне известно, сейчас Сормовская ТЭЦ практически не загружена. Как вы собираетесь решать эту проблему?
На сегодняшний день коэффициент использования установленной тепловой мощности Сормовской ТЭЦ – в районе 20%, и он практически не увеличивается. Для того, чтобы увеличить этот показатель, надо переключить на мощности ТЭЦ находящиеся поблизости котельные.
Кто этим должен заниматься?
Это государственная работа, а государство, в свою очередь, руководствуется принципом экономической эффективности. В конечном итоге всё это должно быть направлено на снижение конечного тарифа для потребителя. Соответственно наша задача в том, чтобы сделать эффективной и выгодной работу самой ТЭЦ.