ФАС признала монопольно высокими цены на ж/д колеса ВМЗ
ФАС России признала монопольно высокими цены на железнодорожные колеса производства Выксунского металлургического завода, по которым предприятие продавало их в 2019 году.
В антимонопольной службе пришли к выводу, что ВМЗ, воспользовался дефицитом данной продукции, злоупотребил лидирующим положением на рынке и необоснованно завысил цены: в период с апреля по сентябрь прошлого года компания несколько запросов цен по продаже цельнокатаных железнодорожных колес диаметром 957 мм, стоимость реализации которых в итоге выросла вдвое по сравнению с первым кварталом.
Кроме того, производитель увеличил цены для отдельных потребителей, закупающих продукцию вне конкурсных процедур и по долгосрочным контрактам. Отмечается, что к июню для части потребителей цены выросли более чем на 40%. В этих действиях ФАС усмотрела нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции»: в отношении производителя будет инициировано административное производство, по итогам рассмотрения которого ВМЗ грозит штраф. В ОМК заявляют, что не нарушали антимонопольного законодательства и ждут полного текста решения.
Напомним, что аналогичное разбирательство в отношении ФАС уже проводила в 2017-2018 годах, однако тогда доказательств нарушения антимонопольного законодательства обнаружено не было. В ведомстве сочли, что со второй половины 2017 года происходило объективное увеличение спроса на колеса, не связанное с действиями ВМЗ на товарном рынке и обусловленное массовым списанием старых вагонов, ограниченным предложением б/у колес и одновременным увеличением потребности в грузоперевозках. При этом уже тогда ФАС обратила внимание на рост цен в 2019 году, никак не связанный с увеличением себестоимости продукции. В сентябре в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить цены на железнодорожные колеса обратились «Уралхим» и «Уралкалий».
По итогам 2019 года Выксунский металлургический завод увеличил производство железнодорожных колес на 11% — с 860 до 951 тыс. штук. Этот результат стал лучшим за историю колесопрокатного производства в Нижегородской области: предыдущий максимум был достигнут годом ранее, когда ВМЗ нарастил производство колес на 26% до 860 тыс. штук. По данным ОМК, увеличение выпуска продукции в данном сегменте было обусловлено высоким спросом клиентов отечественного рынка, в том числе РЖД.
В ФАС признают, что рынок железнодорожных колес отличается высокими барьерами входа, поскольку импорт зарубежной продукции крайне ограничен, а возможности входа новых российских игроков на этот рынок ограничены мощностями действующих заводов, потенциально позволяющими удовлетворить весь долгосрочный спрос на колеса на территории страны. При этом стоит напомнить, что дефицит железнодорожных колес отечественного производства сложился уже давно — часть продукции российские вагоностроители планировали закупать в Китае и еще в начале 2019 года начали сертификацию данной продукции.