Нижегородский сити-менеджер не смог оценить первые сто дней своей работы
Глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов, заступивший на пост в конце декабря 2015 года, приоритетом в своей работе сделал радикальную смену команды. По его мнению, городу нужны антикризисные менеджеры, а претензии к состоянию городского хозяйства следует переадресовать предыдущему руководству.
Почему дороги грязные и "растаял" асфальт? Что сделала новая власть для выхода из финансового "штопора"? Когда закончится период анализа предшественников? Где начинается собственная зона ответственности? На эти и другие вопросы в ходе недавнего брифинга градоначальник ответил неубедительно или не смог ответить, несмотря на пытки со стороны журналистов.
Как намекнул Белов, стодневка – это не срок, чтобы давать какие-либо оценки. "Вы знаете, сто дней – вот я не могу понять, что такое. Почему сто дней, что должно произойти за эти сто дней, что можно вообще сделать за эти сто дней?" – задался риторическим вопросом чиновник.
Глава администрации фактически "вскрыл первый из трех пресловутых конвертов" для нового руководителя. Внешне новый градоначальник подчеркнуто уважителен к личности и работе своих предшественников Олега Кондрашова и Андрея Черткова, который около полугода был и.о. главы администрации. В адрес обоих претензий не прозвучало, скорее наоборот. Однако намеки в сторону предшественников все-таки имели место.
Директор компании "Советник будущего" Роман Амбарцумян аналогию с анекдотом о трех конвертах находит вполне уместной. "Говорить о проблемах прошлых лет – это перекладывание с больной головы на здоровую. Нужно выйти без претензий в чей-то адрес, признать, что была тяжелая ситуация, после чего рассказать, что уже сделано. Пока за сто дней я вижу только перераспределение финансовых потоков крупных муниципальных предприятий. В чью сторону это сделано – предмет отдельного исследования", – комментирует политтехнолог в беседе с РБК-Нижний Новгород.
При этом сам Белов ещё не полностью погрузился в финансовую ситуацию в городе. По итогам встречи многие журналисты отметили несостыковки в словах нового градоначальника. Так, сложности с муниципальным бюджетом стали проявляться не в 2013 году, а в 2014, когда бюджеты не только Нижнего Новгорода, но и прочих уровней стали испытывать трудности с доходной частью. Аналитики объясняют это влиянием санкций и общей ситуации в экономике. Тогда бюджеты вышестоящих уровней не спешили давать рекомендации по корректировкам муниципальных бюджетов.
При этом Белов отчетливо сформулировал претензии к ныне уже уволенным подчиненным. Так, в период работы Кондрашова бывший глава департамента финансов Светлана Утросина, по мнению нового градоначальника, работала в "тепличных" условиях. О накопившихся долгах муниципалитета депутатский корпус узнал только к концу 2014 года, однако и в последующее время вопрос финансового оздоровления городской казны никак не решался. На место Утросиной, переведенной в замы главы Московского района, сити-менеджер пока безуспешно ищет финансиста через областное правительство.
Большинство депутатов нынешней думы остались в ней с прошлого состава, а, значит, представительная власть должна разделить ответственность с исполнительной, полагает политический обозреватель Валентина Бузмакова. "Разве не они (депутаты – ред.) правили городом, не они довели его до такого состояния? Голосовали за бюджет и за все. Белов не одинок, его выбрали эти люди. Не устраивает глава администрации – так ведь в прошлом году мы уже это проходили", – говорит эксперт.
Как убеждено местное экспертное сообщество, на повышение Сергей Белов пошел не без влияния бывшего мэра, а ныне – депутата думы, Олега Сорокина. По словам Виктора Лысова, аргумент, что в тяжелейшем положении дел есть и вина экс-главы города, безусловно, заслуживает внимания.
"Проблема бюджета не была столь острой, какой она явно стала после публично выплеснутых разногласий. Мы можем предполагать, что Сорокин играет особую роль в кадровых решениях в Нижнем Новгороде. С другой стороны, городская политика сейчас настолько непублична, что о реальных причинах проблем и противоречий приходится только догадываться. В том, что все эти процессы закрыты, может быть, огромная претензия со стороны экспертов и общественности", – рассуждает собеседник агентства. Примечательно, что и новый глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин не слишком публичен в своей деятельности на своем посту.
О какой работе муниципалитета могла идти речь, когда ключевые фигуры экономического блока в администрации были выведены из строя большим вниманием правоохранительных органов, недоумевает Амбарцумян. "Были возбуждены дела на нескольких человек. Как можно решать хозяйственные или экономические вопросы, находясь под давлением следственных органов? Соответственно, с этого момента никакой исполнительной власти в городе не было. Это была кризисная ситуация", – говорит эксперт.
Белов слишком увлекся перестановками и, похоже, уделяет этому основное время, полагает Бузмакова. По ее мнению, тотальная замена кадров в администрациях ошибочна, и чиновник должен больше опираться на выдвинувших его депутатов. Если же управленческий старт не складывается, это может говорить об отсутствии организационного опыта, допускает политобозреватель.
"Как житель, я вижу абсолютно грязный и запущенный город. И ничего другого сказать нельзя. На днях представители FIFA приезжали. Это же позорище! Я понимаю, что Белов – несамостоятельная фигура, и в стратегических вопросах за ним стоят. Но в хозяйственных делах он должен быть свободен. Вы добивались этой власти, вы победили, вы пришли к власти. И в этих фронтовых условиях вы несете полную ответственность за все сделанное", - комментирует политику муниципалитета собеседница агентства.
Накануне стало известно, что на фоне уменьшения кредиторской задолженности 2015 года администрация города увеличивает долю неоплаченных платежей в рамках исполнения бюджета 2016 года. Как сообщил глава администрации Сергей Белов, долги города по текущим платежам продолжают накапливаться.