Исследование РБК-Нижний Новгород: нижегородский авторынок стремительно падает
Нижегородский авторынок стремительно падает вместе с общероссийскими показателями. При этом в автосалонах отмечают, что темпы снижения в регионе более сдержанны: в марте продажи новых автомобилей в России по статистике Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ) упали на 42,5%, тогда как в Нижнем Новгороде — в пределах 30-35%, утверждают эксперты.
Опрошенные РБК-Нижний Новгород дилеры связывают замедленные темпы снижения рынка с ростом продаж LCV "Группы ГАЗ". Во многом обвал сдерживает собственная программа утилизации, запущенная холдингом в сентябре прошлого года. "Нижегородский рынок мог бы упасть сильнее, если бы не "ГАЗ", — отмечают менеджеры автосалонов.
Основной причиной падения продаж собеседники агентства называют снижение покупательской способности и осторожность банков в выдаче автокредитов. Финансовые организации "подкрутили" профили рисков, резко повысили ставки и неохотно идут навстречу клиентам.
"Банки пока не так активно идут на одобрения, рассматривая заявки потенциальных заёмщиков более тщательно. Отказов много, порядка 50%, но постепенно их число уменьшается", — констатирует директор по координации и развитию компании "Нижегородец" Владимир Гойхман.
По данным "Коммерсантъ-Деньги", в прошлом году автодилеры продавали в кредит до 45% машин, а в 2015-ом этот показатель сократился втрое. Сами банкиры говорят об ухудшении ситуации: как отмечает директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков, доля продаж машин в кредит упала до 10%.
Традиционно в кризисный период минимальные потери несёт премиальный сегмент. "Люди, которые привыкли покупать себе luxury-сегмент, как правило, не пересаживаются на более дешёвые автомобили", — отмечает Владимир Гойхман.
Однако растущие в феврале и начале марта продажи люксовых брендов на нижегородском рынке из-за валютных скачков сегодня практически встали, отмечают топ-менеджеры автосалонов без упоминания имён и фамилий. По их словам, это касается не только "немецкой тройки", но и бренда Lexus, показавшего наименьшее падение в своём сегменте.
При этом наибольший обвал испытывают бренды middle-priced в ценовой категории от 700 тыс. до 1,5 млн руб. Отчасти это связано не только с трудностями автокредитования, но и с заявлениями General Motors о выводе с рынка марки Opel и сокращении производства Chevrolet. Сейчас дилеры активно ищут им замену, но на заявлениях Ford о намерениях заполнить сегмент своей продукцией реагируют посредственно: в Нижнем Новгороде эта марка уже представлена в нескольких автосалонах.
Также, по словам экспертов, неясной остаётся ситуация с предоставлением скидок на автомобили Chevrolet и Opel: объявленное 25-процентное снижение цен коснулось только продукции 2015 года с пересчётом курсовых колебаний. Покупатели не видят своей выгоды в объявленных скидках.
Примечательно, что падение продаж практически не затронуло бюджетный сегмент рынка. "Лучше продаются отечественные марки — продукция "Автоваза" и УАЗа. Они не упали в продажах вообще", — говорит руководитель отдела маркетинга ГК "Авто Эра" в Нижнем Новгороде Анна Мандравина.
В перспективе крупные игроки рынка намерены сосредоточиться на trade-in: с падением реализации новых автомобилей доходность сегмента выросла или приблизилась к показателям первичных продаж.
"Сегодня по подержанным автомобилям ситуация отражает "первичку". Нельзя сказать, что там наблюдается сумасшедший шквал: некоторые машины подорожали, какие-то подешевели, но в целом ситуация там более-менее стабильна", — говорят в "Луидор-Авто".
"Сейчас наблюдается падение, но втрое меньше, чем первичные продажи", — утверждают в "Нижегородце". ГК "Авто Эра", представляющая несколько китайских брендов, фиксирует рос доходности на 11-13%.
В целом дилеры ожидают дальнейшего затяжного падения рынка и рассчитывают на господдержку в виде льготного автокредитования и льготного лизинга. Пока никто из игроков не собирается покидать рынок.