Исследование РБК-НН: как Стригино переживает кризис
Нижегородский аэропорт Стригино переживает серьезные изменения — в декабре должно завершиться строительство нового пассажирского терминала, который позволит увеличить пропускную способность аэропорта до 1,5 млн человек. Реконструкция аэровокзала стала одним из ключевых пунктов в рамках подготовки города к ЧМ-2018: Нижний Новгород ожидает значительного притока туристов во время мундиаля и наличие современного развитого аэропорта перестало быть опциональным условием и перешло в разряд обязательных требований.
Между тем, в планы по развитию аэровокзала внес свои коррективы финансовый кризис: международные авиакомпании уходят с рынка, программа субсидируемых региональных перевозок просела. Экономические сложности могут повлиять на проект строительства ВСМ Москва-Казань, а следовательно – на планы по интеграции нижегородского аэропорта в единый транспортный узел с высокоскоростной магистралью, что позволило бы Стригино претендовать на звание "четвертого аэропорта Москвы". Пока же РБК-Нижний Новгород выяснил, каким видится будущее аэропорта его управленцам.
Оценили на "два"
По данным на конец 2014 года, только в 8 из 15 аэропортов городов-миллионников построены новые пассажирские терминалы. В августе действующий терминал Стригино получил оценку "две звезды" в рейтинге отраслевого агентства "АвиаПорт", попав, таким образом, в одну группу с аэропортами Анапы, Архангельска, Иркутска, Минеральных Вод, Мурманска, Перми, Симферополя, Сургута и Ульяновска.
Как отметили исследователи, пассажирские терминалы в аэровокзалах этой категории не реконструировались. Одновременно в "Авиапорте" отметили общее улучшение состояния авиатранспортной инфраструктуры в регионах. Так, уже реконструированные терминалы екатеринбургского Кольцово и самарского аэропорта Курумоч (как и Стригино, входят в "Аэропорты Регионов") удостоились пяти и четырех звезд соответственно.
По мнению исполнительного директора и главы аналитической службы "АвиаПорт" Олега Пантелеева, главной проблемой Стригино является "очевидный дефицит площадей присущий всем "типовым" терминалам советской постройки" (здание терминала построено в 60-е годы прошлого века — ред.). При этом представитель "АвиаПорта" также добавил, что "уже предпринятые меры по улучшению процессов обслуживания пассажиров позволили максимально эффективно использовать инфраструктуру Стригино".
"Масштаб строительства нового терминала в Нижнем Новгороде и большой опыт накопленный УК «Аэропорты Регионов» в реализации подобных проектов позволяют прогнозировать значительное повышение качества инфраструктуры и улучшение позиций аэропорта в рейтинге исследования", — сделал вывод Пантелеев. В "Аэропортах Регионов" РБК-Нижний Новгород пояснили, что нечто подобное случилось с самарским аэропортом "Курумоч" — после открытия нового терминала (в феврале этого года — ред.) его рейтинг вырос с двух с половиной до четырех звезд.
После того, как в 2011 году ОАО "Аэропорт Кольцово" выиграло конкурс облправительства на право развивать аэровокзал, новое руководство предприняло попытку оптимизировать работу Стригино, запустив новую технологию обслуживания пассажиров внутрироссийских рейсов, за счет чего пропускная способность линии выросла вдвое – с 200 до 400 пассажиров в час.
За последние несколько лет была проведена реконструкция привокзальной площади, организована долгосрочная парковка, а также перенесена в новое здание служба кейтеринга, что позволило менеджменту с одной стороны, за 4 года увеличить пассажиропоток втрое, с другой — обеспечить необходимые техусловия для новых привлечения перевозчиков.
Одной из ключевых проблем, однако, осталось старое здание терминала. "Очевидно, что здание работает на пределе пропускной способности, устарело морально и физически и просто не приспособлено под некоторые требования, предъявляемые к аэропортам в современных условиях", — оценил состояние объекта исполнительный директор Стригино Александр Синельников.
Ориентир на ВСМ
Строительство нового пассажирского терминала в Стригино позволит увеличить пропускную способность аэропорта до 1,5 млн человек в год. Впрочем, среди аэровокзалов, подконтрольных УК "Аэропорты Регионов", нижегородский остается наименее "проходным" — в 2014 году на его долю пришлось менее 10% совокупного пассажиропотока аэропортов холдинга. Очевидно, что в случае с Нижним Новгородом определенную роль играет близость столичных площадок, которые перетягивают значительную часть пассажиров из соседних регионов на себя. За тот же год екатеринбургский Кольцово обслужил 4,526 млн пассажиров, самарский Курумоч — 2,377 млн, а аэропорт Ростова-на-Дону (действующий терминал которого также планируется закрывать после ввода в эксплуатацию нового аэропорта "Южный") — 2,342 млн человек.
При этом по итогам прошлого года именно нижегородский аэропорт продемонстрировал существенную положительную динамику — пассажиропоток Стригино увеличился на 23,4%, в то время как в других аэровокзалах "Аэропортов Регионов" рост составил не более 10%.
Власти Нижегородской области и крупнейшие представители транспортного бизнеса (в лице "Аэропортов Регионов" и ОАО "РЖД") пытаются обернуть это обстоятельство на пользу Нижнему Новгороду, путем интеграции Стригино в единый транспортный узел с ВСМ Москва-Казань. Соответствующее соглашение было заключено год назад в рамках III Международного бизнес-саммита в Нижнем Новгороде.
Предполагается, что, с учетом сокращения длительности переезда между Москвой и Нижним Новгородом до полутора часов и наличия необходимой транспортной инфраструктуры Стригино может взять на себя часть столичных рейсов и стать чем-то вроде "четвертого аэропорта Москвы" — по оценкам экспертов, Нижний Новгород может забрать до 5% совокупного пассажиропотока Внуково, Домодедово и Шереметьево.
Тем не менее, пока проект остается проектом. В ноябре прошлого года бывший президент РЖД Владимир Якунин заявил, что к 2018 году удастся построить лишь участок высокоскоростной магистрали Москва-Нижний Новгород. Инженерные изыскания по проекту строительства ВСМ на участке до Нижнего Новгорода должны быть выполнены к июлю 2016 года, начало работ запланировано на осень. В ходе IV Международного бизнес-саммита в этом году организация транспортного узла ВСМ на базе Стригино детально не обсуждалась.
Европа улетела
Еше одним неприятным проявлением финансового кризиса стал отток зарубежных авиакомпаний из региона в связи с нерентабельностью перевозок. Согласно внутренней статистике, в I полугодии аэропорт Стригино потерял более 38% международных авиаперевозок. Прекратившие рейсы в Прагу с прошлого года Сzech Airlines в нынешнем году так и не вернулись (по их маршруту в настоящее время летают "Уральские авиалинии"), осенью полеты в Нижний Новгород прекратили Finnair, сократившая данное направление наряду с Казанью и Самарой, а также сотрудничавшая с нижегородским аэропортом с 1996 года Lufthansa, которая к настоящему времени сохранила рейсы только в Домодедово и Пулково.
По словам Александра Синельникова, ПАО "МАНН" ("Международный аэропорт Нижний Новгород", еще одно наименование аэровокзала — ред.) продолжает вести переговоры с авиакомпаниями, "по объективным причинам" отказавшимся от рейсов в Нижний Новгород. "Стратегически наш приоритет — ежедневные рейсы с городами–миллионниками, с крупнейшими хабами, с крупнейшими туристическими центрами", — рассказал он РБК-Нижний Новгород.
Пока же в регионе сохраняют позиции лишь международные перевозчики, заточенные под сезонную транспортировку пассажиров по массовым туристическим направлениям — летом регулярные рейсы в Салоники выполняла Ellinair, с октября перевозки по маршруту Нижний Новгород-Дубай осуществляет flydubai.
Наибольшим спросом, согласно статистике аэропорта, в январе-сентябре 2015 года пользовались вылеты из Нижнего Новгорода в Москву, на которую приходится более 50% совокупного пассажиропотока, Симферополь, Мурманск, Пермь и Анапу (в Стригино зафиксировали рост спроса на 5,6% по внутренним направлениям).
Самым популярным международным направлением остается Шарм-аль-Шейх (Египет). Падение спроса на международные перевозки отразилось и на общих данных по пассажиропотоку — за девять месяцев текущего года он составил порядка 763,8 тыс. человек, что на 14,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Терминал к чемпионату
Программа поэтапной реконструкции комплекса аэропорта разработана с перспективой до 2021 года. Существует мнение, что толчком к началу работ по строительству нового терминала послужило включение Нижнего Новгорода в список городов, принимающих мундиаль 2018 года. В самом Стригино заявили, что дело обстоит как раз с точностью до наоборот.
"Проект строительства нового пассажирского терминала разрабатывался, в первую очередь, для нижегородских авиапассажиров с учетом стратегического развития экономики региона. Возможность проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году учитывалась при разработке проекта, однако на тот момент Нижний Новгород еще не входил официально в состав городов, на чьей территории пройдут отборочные матчи. Более того, перспектива появления нового аэропортового комплекса была косвенным фактором, способствовавшим принятию ФИФА положительного решения по Нижнему Новгороду", — уточнили в департаменте стратегических коммуникаций ПАО "МАНН".
В рамках подготовки к ЧМ-2018 на госсредства в нижегородском аэропорту будет проведена реконструкция взлетно-посадочных полос (общая стоимость работ оценивается в сумму порядка 4,77 млрд руб.), а также построена автомагистраль к зданию аэровокзала (инвестиции в проект — 4,328 млрд руб., строительство планируется закончить в 2017 году). Новый терминал, который будет запущен в декабре, "Аэропорты Регионов" построили за собственные деньги, предоставленные в виде кредитной линии ВТБ (инвестиции составили порядка 4 млрд руб.)
Договор на строительство нового терминала Стригино был заключен с чешской компанией PSJ, которая приступила к работам в июле прошлого года, запуск запланирован в декабре. Комплекс общей площадью 27,8 тыс. кв. метров будет оснащен 4 телескопическими трапами. Площадь торговой зоны на территории аэропорта составит 1,5 тыс. кв. м, на территории перед аэровокзалом планируется организовать 700 парковочных мест.
Как недавно сообщили в пресс-службе аэропорта, арендаторами площадей в новом терминале станут, в том числе, "Росинтер" и Love Food, также выбран оператор для магазинов формата Duty Free и Dury Paid. По заявлению представителя МИД РФ в Нижегородской области Сергея Малова, Министерство иностранных дел согласовало открытие в новом терминале консульского пункта для иностранных граждан — пока такая опция существует только в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда.
Несмотря на сложившиеся экономические трудности, носящие, по оценке руководства, "временный характер", в Стригино уверены, что вложенные инвестиции своевременно окупятся.
"Помимо расчетов пассажиропотока в трех вариантах (оптимистичный, реалистичный и пессимистичный), у инвесторов есть еще и опыт строительства и управления другими аэропортами в регионах России, который показывает: появление нового аэропорта, современной и развитой транспортной инфраструктуры стимулирует развитие экономики и повышает инвестиционную привлекательность и города, и области", — пояснили в департаменте стратегических коммуникаций ПАО "МАНН". Там также выразили уверенность, что загрузка аэропорта останется высокой и после мундиаля.
"По прогнозам Hochtief (немецкий строительный концерн, занимался мастер-планированием нижегородского аэропорта) пассажиропоток 1 млн. человек в Стригино должен был появиться не ранее 2024 года. В Нижегородской области достаточно высокая деловая активность, круглогодично проводятся крупные бизнес-мероприятия, открываются масштабные иностранные производства, ведется работа по укреплению позиций Нижнего Новгорода как центра въездного и событийного туризма. Поэтому даже несмотря на снижение объемов пассажирских перевозок, которое носит временный характер, в стратегическом плане прогнозы не меняются: пассажиропоток будет расти", — полагает исполнительный директор Стригино Александр Синельников.