Бюджетный сегмент нижегородского авторынка ощутил эффект от программы поддержки кредитования сильнее других
Российские банки в апреле 2015 года одобрили 57,3 тыс. заявок на льготные автокредиты по программе господдержки, что привело к покупке 19 тыс. автомобилей, сообщает Минпромторг России. Всего в указанный период было получено около 105 тыс. заявок, а 97 банков называют себя «заинтересованными в участии» в программе.
Некоторые игроки авторынка отмечают, что программа может оказаться не слишком эффективной, и плана в 200 тыс. проданных по льготным кредитам автомобилей достичь не удастся. Однако в разных сегментах рынка наблюдается диаметрально противоположная ситуация.
Некоторым автодилерам удалось уменьшить эффект от падения продаж автомобилей в полтора раза, в то время как на более дорогих марках это не отразилось.
По словам директора департамента продаж "Тойота Центр Нижний Новгород Юг" Елены Сахаровской, собираемые в России автомобили некоторых концернов стоят более миллиона рублей и не попадают под программу, за счет чего ее эффект не слишком заметен. Однако есть и другие факторы, влияющие на количество проданных новых автомобилей.
"Сейчас сложные времена, покупательская способность намного меньше. Те, кто хотел купить автомобиль, сделал это в прошлом году. А тех, кто собирается купить, пугают цены, и даже льготная программа автокредитования не компенсирует потери, которые сложились у людей в головах", – рассказала РБК-Нижний Новгород Сахаровская.
Кроме того, эксперт отмечает, что у других автоконцернов, которые ориентированы на более низкий ценовой сегмент, дела могут обстоять иначе. Особенно это касается тех марок, которые собирают большую часть модельного ряда на территории России.
По словам Ольги Китаевой, старшего менеджера отдела продаж Hyundai группы компаний "Агат", государственная программа льготного автокредитования уже оказала на рынок положительный эффект в виде увеличения спроса на автомобили.
"Ранее мы продавали сорок процентов автомобилей в кредит, шестьдесят процентов – за наличный расчет. Сейчас цифры изменились на противоположные, – рассказывает Китаева. – Под двадцать годовых никто не хотел рассматривать кредит и, следовательно, покупку автомобиля. Сейчас по льготной ставке много людей берет кредиты. Могу сказать, что программа уже замедлила падение продаж – мы бы реализовывали в полтора раза меньше автомобилей, если бы не льготные ставки".
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе 2015 года спрос на новые автомобили сократился на 24,4%, в феврале — на 37,9%, а в марте — на 42,5%. Почти двойной обвал рынка вынудил автопроизводителей пойти на различные шаги по минимизации издержек.
К примеру, концерн General Motors (марки Opel и Chevrolet), решил полностью покинуть российский рынок, несмотря на высокую степень локализации производства. Исключение составили только премиальные автомобили GM – Chevrolet Tahoe, Corvette, Comaro. Citroen и Peugeot временно приостанавливали сборку автомобилей в Калуге, а концерн Volkswagen отправил с 5 по 25 мая в отпуск рабочих, собирающих автомобили VW и Skoda на Горьковском автозаводе "Группы ГАЗ".
В свою очередь, правительство России предприняло несколько шагов по поддержке авторынка – приняло программу поддержки льготного автокредитования и продлило время действия второй по счету программы утилизации, расширив ее на различный виды транспортных средств, включая коммерческие автомобили и автобусы.
Условия господдержки автокредитования следующие: государство обязуется компенсировать 2/3 ключевой ставки Банка России, если ставка по кредиту превышает ключевую ставку Банка России не более чем на 10%. Однако для оформления льготного займа необходимо, чтобы автомобиль собирался на территории страны, и его стоимость не превышала миллион рублей.